Володимир Панов про враження від культурної події в Ужгороді та проблеми комерціалізації мистецтва в Україні. Мовою оригіналу.
Был приглашен на концерт лауреата Международных конкурсов оркестра народных инструментов «Виртуоз Закарпатья». Художественный руководитель, дирижер Светлана Стегней.
Настроение? Восторг… Действительно виртуозные исполнители, великолепное звучание, отменно подобран репертуар, хорошая динамика. Народные инструменты… Но какая модная упаковка. Современно, стильно, никакого «кичугана» … Благодарный соучаствующий зритель. Не верится, что это студенты, которые только начинают свой профессиональный путь.
Когда за 10 минут до начала концерта исполнители вышли на сцену, зал практический был заполнен; когда на сцену поднялся директор заведения, дирижер оркестра Светлана Стегней - зал, в основном студенческая аудитория, взорвался бурными и одобрительными аплодисментами… Когда без опоздания, вовремя, конферансье объявила Иоганн Штраус… я уже не сомневался, что нахожусь в продвинутом учебном заведении, где все находится на своих местах, где есть топ-менеджер и команда, которые умеют добиваться поставленной цели.
Первые аккорды впечатлили, не верится, как можно добиться такого звучания со студентами 1,2,3,4 курсов!? Отвлекся и на мгновение забыл, что мы живем в условиях глобального кризиса. Какой-то контрапункт. На этой положительной ноте я непроизвольно начал анализировать и раскладывать все по полочкам с точки зрения бизнес-менеджмента.
Миссия определена (просвещать людей и дарить им положительные эмоции).
Цели достигаются (обучать студентов и создавать продукт. В данной ситуации концерт – это и есть продукт).
Задачи реализовываются (финансирование, покупка инструментов, офисы, классы, залы, где можно всему этому научить, оркестровки, ноты и т.п.).
Команда соответствует поставленным целям. Топ-менеджер высшего разряда (директор), менеджеры (зам.директора, руководители отделов, коллективов), добротный персонал и талантливые студенты.
А главное – создан продукт труда.
Возникает логичный вопрос: какая цена этого продукта и как он продается?
Судя по всему – не продается.
В США, Франции, Англии, Италии … продается, а у нас не продается. Почему такие хорошие менеджеры не входят в топ самых богатых людей страны или, хотя бы, региона? Почему студенты не зарабатывают на себя в той мере, которая позволила бы им жить достойно и вкладывать деньги в свое развитие? Почему концертные залы, классы и коридоры Ужгородского колледжа искусств не одни из лучших в Европе? И еще много «почему» … Пусть читатели, преподаватели и студенты зададут себе эти вопросы и сами постараются найти на них ответы. Уверен, если мы будем задавать правильные вопросы, мы обязательно найдем на них правильные ответы. Наверное, надо думать в этом направлении и это будет первый шаг.
Второй шаг. По всей вероятности, в учреждениях культуры также необходимо создавать эффективные бизнес-модели и понимать, что главное и определяющее в успешном бизнесе – это потребитель. Тот, кто купит наш продукт.
Третий шаг. Невооруженным глазом видно, что необходимы маркетологи, которые умеют рекламировать, «раскручивать» и продавать. Хорошие маркетологи такой высокопрофессиональный продукт, как концерт оркестра народных инструментов «Виртуозы Закарпатья», могли бы очень выгодно продать и обеспечить финансовый интерес каждого участника.
Для начала – хотя бы это.
С другой стороны, все-таки «Не хлебом единым».
Я смотрел на участников оркестра… Раскрепощенные, сценичные, с хорошим настроением, драйвом… Они «отрывались» по полной программе, а от них заряжался зал. Все они такие искренние, естественные, им так нравится то, чем они занимаются, при таких подходах, результат труда просто не может быть отрицательным. И если в эти, совершенно чистые, головы молодых людей «вбить» финансовую составляющую - не испортит ли это их? Смогут ли они добиться такого же результата, если все это перевести на коммерческую основу? Смогут ли они понять и осознать истину, что: «Работа ради денег никогда не сделает Вас богатыми»?
С одной стороны, коммерциализация может причинить вред, с другой стороны – государство никогда не сможет финансировать искусство на уровне, который будет соответствовать духу и потребностям современного мира.
Проблема на лицо и ее необходимо решать. Эта проблема как была, так и существует. 27 лет ею никто серьезно не занимался. Я призываю к дискуссии, организации круглых столов, научных конференций, экономических форумов для создания новых идей, которые позволят выработать стратегию развития культуры, которая даст возможность добиваться невероятных успехов в профессиональном направлении, обеспечить каждого участника богатой и достойной жизнью. Все это будет способствовать духовному и нравственному росту нашего общества.
Спасибо за великолепный концерт, за незабываемую атмосферу, за то, что заставили меня думать о новых подходах поддержки культуры.
P. S. Мы обязаны создать условия для таких гипер-талантов как виолончелист Петер Сокач, гитарист Ярослав Болеславский, да, в принципе, каждый участник концерта заслуживает на то, чтоб написать его фамилию, потому что это – наше будущее.